Великая отечественная была в самом разгаре, когда в кабинете Александра Фадеева появилась странная женщина.
На тот момент он занимал солидную должность секретаря Союза писателей. Посетительница выглядела как нищая старуха, а в руках у нее был небольшой мешок. Фадеева подобный визит не сильно обрадовал.
С тех пор прошло уже много лет.
В 2003 году этой ситуации исполнилось 60 лет. Как раз в юбилейный год писатель Михаил Холмогоров услышал от друга интересную мысль. О том, что он может быть сказочно богат, практически ничего не делая. Для этого ему просто нужно оформить наследство.
Михаил задумался, ведь он был родным племянником Раисы Кудашевой, единственным наследником. Он прекрасно разбирался в особенностях авторских прав. Холмогоров действительно смог бы получать отчисления вместо автора, как он тогда считал.
Тогда было решено попробовать.
Для этого необходимо было углубиться в архивы и документы. Официальная бюрократия понимает только «бумажки» и доказательства.
Эта история давняя и интересная.
Раиса родилась в 1878 году в семье Софьи и Адама Гедройц. До замужества мама носила фамилию Холмогорова. Она была самой старшей из 4 девочек. Семья была весьма обеспеченной, получила прекрасное образование. У них была прислуга в накрахмаленных белых фартуках, гувернеры и няньки. Жила семья хлебосольно и весело. В праздники обязательно устраивали домашние спектакли. Поощрялось увлечение детей различными видами творчества, искусства.
Уже в старших классах гимназии Раиса начала сочинять стихи.
Больше всего ей нравились варианты для детей. Ее талант быстро стал народным достоянием, ее активно печатали в детских журналах. Она рассчитывала, что у нее будет безоблачное будущее хозяйки богатого дома и большого семейства. А в свободное время она бы продолжала писать стихи.
Но судьба распорядилась иначе, умер ее отец.
Ей как старшей дочери пришлось посвятить себя заботе о матери, младших сестрах. Она устроилась работать гувернанткой в богатую семью. В связи с работой в высших кругах она уже не могла подписывать стихотворения настоящим именем. Боялась, что это осудят в высшем обществе, а работу она терять не хотела.
В 1902 году Раиса попала работать к князю Кудашеву.
На тот момент Алексей Иванович был вдовцом, потерю супруги он переживал сложно. Наследником занималась полностью гувернантка. Раиса полюбила мальчика как мать. Ей было жалко малыша, который остался без матери, а отца не видел. Мальчик отвечал ей взаимностью и Раечку обожал.
Когда мальчик уснул, Раиса в своей комнате начала сочинять стихотворение. В ее голове крутились праздничные картинки. Алеша бегает в бархатном костюмчике вокруг елки с другими детьми, им очень весело. Затем малыши, стоя под елочкой, читают стихи. Что-то типа: «Гнутся ветви мохнатые / Вниз к головкам детей. / Блещут бусы богатые / Переливом огней».
После ей представились елочка, когда она еще живет в лесу, а не стоит с украшениями в доме. Ей одиноко, а вокруг метет метель: «Метель ей пела песенку, спи, елочка».
На следующий день она написала стих, получилось что-то немного личное.
Одинокая елочка навеяла ей мысли о личном одиночестве и неустроенной судьбе. Ведь 27 в то время не самый удачный возраст для выхода замуж. Князю на тот момент было 50, для обеспеченного мужчины не слишком и большой возраст. Через какое-то время Кудашев начал называть ее не Раиса Адамовна, а Рая. Относится более тепло и внимательно.
Когда было время, она отнесла стихотворение и редакцию журнала «Малютка». Ее стихи там печатали уже много лет, любили как талантливого автора. Подписывала свои шедевры она простыми инициалами А. Э.
Князь действительно начал воспринимать Раису как женщину и будущую супругу.
Но его сильно смущала их разница в возрасте, раньше люди были более щепетильными. Все чаще они проводили время вместе. Алексей Иванович начал интересоваться отметками сына, его досугом. Тем как он проводит свободное время, какие любит учить стихи. Девушка также испытывала чувства к Кудашеву, но воспитание не позволяло ей сделать первый шаг. Она даже мечтать не могла о такой выгодной партии. Их отрицание любви, которая увеличивалась с каждым днем, продолжилось около 3-х лет. Даже себе они боялись признаться в очевидных фактах.
Когда ей исполнилось 30 лет, а ему 53, Раиса стала княгиней Кудашевой.
Михаил вспоминал, что его тетушка совсем не была похожа на княгиню. По крайней мере такую, каким он их себе представлял. Когда ему было около 5 лет, он первый раз поехал к ней в гости с мамой. Тетя Рая на тот момент была довольно пожилой дамой. Жила она с одной из сестер в комнате коммуналки, больше похожей на чулан. Позже, когда они гуляли по Москве, мама показала ему семейный особняк Кудашевых. Рассказала, что еще не так давно этот дом принадлежал тете Рае. Больше к этому разговору они не возвращались. Но мальчика этот факт, и контраст с комнатой-чуланом поразил, запомнился.
Мише просто не верилось, что дряхлая старушка могла когда-то жить в огромном дворце.
В 70-х особняк попал под снос. Раиса пыталась избегать воспоминаний о счастливом браке. Любящем муже, приемном сыне. Тем более ей было не до творчества и стихов про елку.
Однажды Раиса Адамовна с семьей ехала поездом в Петербург.
Среди попутчиков оказалась бабушка и милая девочка. На улице была зима, когда малышку попросили спеть песенку. Все услышали знаменитую сейчас: «В лесу родилась елочка, в лесу она росла».
Таким интересным образом Раиса узнала, что ее стихи стали популярной песней. Их пути пересеклись, и разошлись уже надолго.
К революционным временам 1914 года приемный сын Алексей стал взрослым мужчиной.
Все его мечты было о войне. Он сбежал из семьи для участия в военных действиях. Отцу было уже далеко за 60 на тот момент, его здоровье не выдержало такого удара. Сначала умер князь, а через короткий промежуток времени пришло извещение о смерти Алеши. К изменениям в ее статусе и материальном положении после потери близких Кудашева относилась равнодушно.
В 1917 году прислуга уже разбежалась и Новый год она встречала в полном одиночестве.
Раиса сидела молча у небольшой печурки, которая хоть немного согревала. Куталась в шаль, и жгла обломки деревянной мебели. Все бумаги уже были спалены ранее, зима была очень суровой. Она оставила себе только важные документы, среди них был черновик стиха про елочку.
В один из вечеров в ее дверь постучали.
В жизнь Кудашевой пришли «красные» матросы. Они особо не церемонились, затаптывали паркет, тушили окурки о стены.
Она быстро и безропотно собрала личные вещи и ушла в новую для нее жизнь
. Судя по тому, что происходило вокруг, она приняла верное решение, быть незаметной. Вызывать у окружающих как можно меньше вопросов, не привлекать внимания. Через какое то время ей улыбнулась судьба. Ее взяли на работу в районную библиотеку, там она тихо работала до 1941 года.
У ее стиха, который уже превратился в песню, была своя история и праздничная жизнь.
Она вдохновляла художников на открытки к празднику. Ее пели в каждом доме, на самых важных утренниках страны. По сути, она стала главной новогодней песней. А ее гениальный автор доживала свою жизнь среди любимых книг. Вечером возвращалась в коммуналку к воспоминаниям и коту.
Однажды по радио она услышала, что авторство не только музыки, но и стихов приписывают Бекману.
Дикторы все чаще начали заявлять об этом во время исполнения новогоднего «гимна». В один из вечеров она пожаловалась на это супруге своего племянника, которая была мамой Михаила. Та искренне возмутилась, что это не правильно. Ведь не заслуженный автор наверняка получает за это солидные гонорары. А она живет впроголодь на нищенскую зарплату, и о ней никто не знает.
В качестве аргументов авторства пригодился черновик стиха из далекого 18-го года. Кроме того, им удалось отыскать ведомости о гонорарах в архиве журнала «Малютка». Хотя про него уже все давным-давно забыли, и журнал не издавался. Вопрос принадлежности автора к аристократам удалось обойти.
Кудашеву суд признал автором стихотворения. Теперь она могла претендовать на получение денег с каждого исполнения.
Но, настоящая слава пришла к ней в 1958 году.
Журналист «Огонька» Евгений Велтистов искал истории про интересных людей. Кстати, именно он впоследствии стал автором знаменитого «Электроника». Журналист чудом встретился с Раисой и взял у нее интервью. В 80 лет жизнь старушки изменилась. Статья про нее вышла в новогодней выпуске журнала «Огонек». Ее завалили письмами незнакомые люди, ей звонили, приглашали на встречи, утренники и в школы. Но Кудашевой было уже тяжело нести это бремя славы.
Опытный нотариус, выслушав историю Михаила Холмогорова, не смог его чем-либо порадовать.
— К сожалению, я ничего не могу для вас сделать. Когда умерла ваша родственница, срок действия авторского права был другим. И он давно истек. А закон обратной силы не имеет.
Михаил разобрался и понял, что он на этой затее не разбогатеет. Но это его не сильно огорчило.
Песня про елочку должна принадлежать всем!
Его тетя похоронена на Пятницком кладбище. Михаил установил на могиле Кудашевой памятник со стихами про елочку.
«Елочка» про которую мало кто знает
Рая Кудашева посвятила Алеше целый сценарий, а не отдельную песню. Она хотела устроить целый детский утренник. Приглашенные дети должны были зачитывать по очереди строфы. Полный вариант стиха на самом деле такой:
Жизнь очень непредсказуемая штука. Наслаждайтесь каждым мгновением своей жизни здесь и сейчас. Пока вы строите планы, она проходит.